«СОГАЗ» заполучил около половины рынка авиастрахования

Страховая группа «СОГАЗ», согласно оценкам экспертов,  может занять около половины российского рынка авиационного страхования после слияния страхового бизнеса с группой ВТБ. Так, доля объединенной компании в сегменте страхования каско и гражданской ответственности эксплуатантов и владельцев средств воздушного транспорта составит примерно 55%. 

О закрытии сделки по продаже 100% «ВТБ Страхование» «СОГАЗу» было объявлено 31 октября. В периметр договора вошли все компании группы «ВТБ Страхование», включая «ВТБ — Страхование жизни» и «ВТБ — Медицинское страхование». Сообщается, что все страховые активы будут объединены на базе «СОГАЗа».

В восходящем направлении

По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" и Центробанка России, в I полугодии 2018 г. рынок страхования средств воздушного транспорта вырос на 4,1% (с 5,8 млрд до 6,0 млрд руб.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время рынок гражданской ответственности (ГО) эксплуатанов и владельцев ВС снизился на 4,7%, до 1,24 млрд руб. В целом рынок авиастрахования увеличился всего на 2% и составил 7,24 млрд руб.

2% – рост рынка авиастра­хования в I полугодии 2018 года.

Перестраховка

Скорее всего, причиной такой разнонаправленной тенденции, по мнению вице-президента Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) Елены Лукьяновой, стало обновление авиапарков российских перевозчиков с увеличением стоимости новых ВС. Это привело к некоторому росту премии в сегменте страхования каско, что частично компенсировало продолжающееся снижение ставок.

"При этом размер лимитов для страхования гражданской ответственности и ответственности перед пассажирами не меняется, — пояснила АТО Лукьянова. — Следовательно, страховые суммы не увеличиваются. Кроме того, по страхованию ответственности не произошло таких крупных убытков, как по каско, что позволяет тарифам значительнее снижаться, следуя за все еще "мягким" рынком".

Птицы бьются, страховщики беспокоятся

Cтолкновение воздушного судна с птицей — классический риск в авиастраховании. С одной стороны, он относится к так называемым внешним воздействиям и покрывается страхованием каско ВС. С другой — российские страховщики отмечают, что существует опасная тенденция к постоянному росту частоты подобных случаев, а также стоимости их последствий.

Птичий "бум"

По данным Росавиации (рис. 1) количество инцидентов ВС с птицами (т. е. происшествий, которые непосредственно влияли на безопасность полетов) в России выросло почти в 2,5 раза с 2010 по 2017 г. А количество добровольных сообщений приблизилось к 1000. И  похоже, что эта тенденция сохранится в 2018 г. (рис. 2).

Очевидно, что число подобных происшествий растет вслед за постоянно увеличивающимся количеством эксплуатируемых ВС. Свое влияние на ситуацию также оказывают сезонные миграции пернатых, изменения климата планеты и недостаточный контроль со стороны некоторых аэропортов за орнитологической безопасностью.

К слову, не все случаи попадания живых птиц в "железные" приводят к серьезным повреждениям. Исход по большей части зависит от типа ВС, в какую его часть бьется птица и от ее размеров. Например, попадание небольшого пернатого в фюзеляж авиалайнера может быть не столь ощутимым ЧП как попадание крупной птицы в двигатель ВС.

Один из таких примеров — происшествие с вертолетом Ми-8Т авиакомпании "Полярные авиалинии", случившееся 1 июня 2018 г. Машина, как сообщило издание "Коммерсант", выполняла рейс с посадочной площадки Омского завода гражданской авиации после ремонта в новосибирский аэропорт Толмачево. Примерно на 18-й минуте полета на высоте 125 м в воздухозаборник левого двигателя попала птица, вследствие чего вертолет получил серьезные повреждения: нижняя часть его фюзеляжа и левый топливный бак были сильно деформированы, разрушены лопасти рулевого винта и концевая балка. Экипаж и пассажиры при этом не пострадали. Орнитологи установили, что в двигатель машины попал хищник канюк (отряд ястребиные). Вес некоторых экземпляров может достигать 1,5 кг, а размах крыльев до полутора метров.